Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности учащихся
Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности учащихся
Корженевич Ю. В.
Полесский государственный университет
Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. В этой связи остро встает проблема отбора и использования таких образовательных методов и технологий, дидактических форм, которые резко повышают качество процессов обучения, делают их более производительными, действенными и результативными. [6, с. 5]
В современной методике преподавания иностранных языков приоритетное внимание уделяется интерактивным методам обучения, сутью которых является, во-первых, интенсивное взаимодействие обучаемых в процессе занятия и, во-вторых, практическая направленность выработки умений и навыков получаемых на занятиях теоретических знаний.
Интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебной средой, которая служит источником усваиваемого опыта. Функция педагога при этом сводится к побуждению учащихся к самостоятельному поиску.
Интерактивные методы преподавания – это группа современных методов, базирующихся на интеракционизме – одной из популярных в современной социальной психологии концепции. В рамках этой концепции предлагается понимание социального взаимодействия людей как межличностной коммуникации, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. [1, с.83]
Ведущими признаками интерактивного взаимодействия являются:
- Многоголосье. Это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме.
- Диалог. Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи.
- Мыследеятельность. Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.
- Смыслотворчество. Это процесс осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.
- Свобода выбора.
- Создание ситуации успеха. Ведущие условия для создания ситуации успеха – позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.
- Рефлексия. Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия. Интерактивное обучение основывается на следующих принципах:
- диалогическое взаимодействие;
- работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;
- активно-ролевая (игровая) деятельность;
- тренинговая организация обучения.
Интерактивные методы отличаются большим разнообразием. В применении к обучению иностранным языкам наиболее распространенными на сегодняшний день являются: тренинги, программированное и компьютерное обучение, учебные дискуссии в группах, case-study, дебаты, метод проектов, кластерный метод, синквейн, деловые и ролевые игры.
Остановимся более подробно на деловой игре. Деловые игры являются завершающим этапом в процессе формирования профессионального мастерства [6, с. 13]. Они представляют собой искусственные ситуации со специально разработанными правилами, в которых играющего постоянно ставят в неожиданные положения, загружают решением конфликтов, проблем и т.п.
Особенностью и преимуществом деловых игр по сравнению с другими методами активного обучения является присутствие в них элементов познания жизни и предметного ее усвоения, соревнования, активизирующего познавательную деятельность и вызывающего чувство ответственности перед коллективом [4, c. 33].
Следует отметить, что при обучении студентов экономических специальностей профессиональной лексике и профессионально ориентированному общению на иностранном языке использованию на практических занятиях деловых игр уделяется особое внимание, так как они обеспечивают условия комплексного использования имеющихся у учащихся знаний предмета профессиональной деятельности.
При разработке деловой игры целесообразно придерживаться определенной методической последовательности ее проведения, которая включает:
- определение проблемы, содержания и учебной цели игры;
- определение основных признаков профессиональной деятельности студентов, подлежащих моделированию;
- выделение основных этапов, типичных проблемных ситуаций игры;
- определение конкретных целей деятельности в игре, функций ее участников, характера их межличностного взаимодействия в совместной игровой деятельности;
- подготовка сценария игры;
- определение правил игры;
- разработка системы критериев для оценки результатов игры и показателей для оценки игровых действий;
- распределение ролей между участниками игры;
- составление инструкций и материалов для всех участников игры [5, c. 74].
Указанные выше и многие иные особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения, так как моделирование в учебной деятельности ситуаций, близких к реальной действительности, позволяет найти правильные решения профессионально-предметных задач, являясь одновременно одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса [3, c. 30].
Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося активным участником педагогического процесса. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире.
Список использованных источников:
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
- Алексеева Л. Е. Методика обучения профессионально ориентированному иностранному языку. Курс лекций: методическое пособие. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. – 136 с.
- Дмитренко Т. А. Методика преподавания английского языка в ВУЗе. Учебное пособие. М.: МЭЛИ, 2009. – 92 с.
- Плешакова М. В., Чигиринская Н. В., Шаховская Л. С. Деловые игры в экономике: методология и практика / – М.: КНОРУС, 2008. – 240 с.
- Симакова Т. И. Активные методы обучения в учебном процессе. Методические рекомендации. – М.: 1988
- Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.