Деловая игра как активный метод обучения общению в профессиональном образованииЮ. В. КорженевичПолесский государственный университетВладение иностранным языком для профессионального общения является необходимым условием конкурентоспособности на рынке труда, одним из средств реализации профессиональных амбиций личности. Эффективность профессионально ориентированного иноязычного общения напрямую зависит от умения учитывать культурные особенности страны собеседника, от способности изменить тактику коммуникативного поведения в меняющихся условиях ситуации общения и использовать его для решения профессиональных задач. Способность осуществлять эффективное иноязычное общение в ходе профессиональной деятельности является важным компонентом профессиональной подготовки специалиста.Дисциплина «Иностранный язык» способствует социализации студентов, позволяет подготовить профессионала, готового к постоянному самообразованию, самосовершенствованию.Таким образом, обучение профессионально ориентированному общению должно быть направлено на формирование профессионально ориентированной коммуникативной компетенции – способности успешно осуществлять профессионально ориентированное иноязычное общение посредством овладения мировыми культурными нормами, ценностями и установками [3, c.6].Наблюдения и практический опыт показывают, что студенты испытывают определенные трудности при общении на профессиональные темы. В частности, затрудняются при изложении собственного мнения, замедлен темп речи и изобилует необоснованными паузами. В речи чаще всего используется неадекватная лексика, а слова и словосочетания, относящиеся к профессиональной терминологии, опускаются, перефразируются, заменяются синонимичными конструкциями.Остановимся на некоторых методических проблемах, которые предстоит решить в процессе обучения студентов умениям профессиональной речи. К ним в первую очередь относится задача расширения профессионального словарного запаса студентов и активизации его в целенаправленной тренировке, используя различного вида упражнениях. Эта задача связана с определением круга тем и подбором текстов, которые включали бы в себя необходимые лексические минимумы и обеспечивали бы их высокую повторяемость и преемственность.Второй важной задачей является выявление круга наиболее типичных ситуаций, определяющих необходимость использования профессиональной речи.Проблема развития и формирования умений профессиональной речи может быть решена за счет использования активных методов обучения, в частности деловых игр профессиональной направленности, с помощью которых на практических занятиях моделируются стороны профессиональной деятельности.Обучаемый, оказываясь в условиях, близких к реальным, с одной стороны, имеет возможность объективно оценить свои знания и наметить пути профессионального их совершенствования, а с другой стороны, осознает необходимость совершенствования уровня профессионального общения.Проблемные ситуации, деловые игры, НИРС, являясь различными формами активного обучения, воссоздают разного рода профессиональные ситуации, фрагменты производственного процесса, отношения занятых в нем людей, в которых происходит накопление опыта профессиональной деятельности, становление специалиста в процессе профессионально ориентированного общения [3, c.104].Остановимся более подробно на деловой игре. Деловые игры являются завершающим этапом в процессе формирования профессионального мастерства [5, с. 13].Деловые игры представляют собой искусственные ситуации со специально разработанными правилами, в которых играющего постоянно ставят в неожиданные положения, загружают решением конфликтов, проблем и т.п.Особенностью и преимуществом деловых игр по сравнению с другими методами активного обучения является присутствие в них элементов познания жизни и предметного ее усвоения, соревнования, активизирующего познавательную деятельность и вызывающего чувство ответственности перед коллективом [1, c. 33].Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.Деловые игры обеспечивают условия комплексного использования имеющихся у учащихся знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствования их иноязычной речи, а также более полное овладение иностранным языком как средством профессионального общения.При разработке деловой игры целесообразно придерживаться определенной методической последовательности ее проведения, которая включает:1) определение проблемы, содержания и учебной цели игры;2) определение основных признаков профессиональной деятельности студентов, подлежащих моделированию;3) выделение основных этапов, типичных проблемных ситуаций игры;4) определение конкретных целей деятельности в игре, функций ее участников, характера их межличностного взаимодействия в совместной игровой деятельности;5) подготовка сценария игры;6) определение правил игры;7) разработка системы критериев для оценки результатов игры и показателей для оценки игровых действий;8) распределение ролей между участниками игры;9) составление инструкций и материалов для всех участников игры [4, c. 74].Имеющийся практический опыт использования деловых игр в учебном процессе свидетельствует о том, что в ходе игры достигается такая интенсивность интеллектуальной работы, которая позволяет ее участникам усваивать до 90% учебного материала. При этом дело сводится не к механическому запоминанию, а к системному анализу и активному творческому поиску наиболее эффективных решений производственных задач.Таким образом, основные задачи деловой игры состоят в формировании и совершенствовании профессиональных умений и навыков, приобретении опыта разработки решений в условиях неопределенности и риска [5, с. 18].Указанные выше и многие иные особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности специалиста предметный и социальный контекст. Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод:–Игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;– Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.;– В деловой игре знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации;–Игра позволяет формировать у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике;– Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.)Подводя итог, следует отметить, что моделирование в учебной деятельности ситуаций, близких к реальной действительности, позволяет найти правильные решения профессионально-предметных задач, являясь одновременно одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса [2, c. 30].Список использованных источников:
|
|